Входя в списки самых знаменитых, успешных и сексуальных спортсменов, Федерер, в отличие от Дэвида Бекхэма, Криштиану Роналду или, к примеру, Тайгера Вудса, никогда не был звездой таблоидов, не замешан в скандалах и любовных похождениях. Его слава и известность — результат упорного труда и четкой стратегии.
После того, как в финале турнира в австралийском Брисбене Роджер Федерер обыграл канадца Милоша Раонича, он стал третьим в истории теннисистом, одержавшим 1000 побед в мировом туре ATP (Ассоциации теннисистов-профессионалов). Ранее этот рубеж смогли покорить только американец Джимми Коннорс и чех Иван Лендл. Победа в Брисбене стала для 33-летнего Федерера 83-й в его карьере на турнирах ATP в одиночном разряде. Обладателя множества рекордов, включая 17 титулов на турнирах Большого шлема в мужском одиночном разряде, не зря прозвали Королем Роджером, Федерер-Экспрессом и даже ФедЭксом.
Если верить словам самого теннисиста, именно так он и живет. Главным в спорте для него всегда был только результат, сколько сам процесс. И получение от всего этого удовольствия — согласитесь, вещь немаловажная. «Моя цель — в том, чтобы остаться в игре как можно дольше. Для этого мне нужно избежать травм, быть голодным, мотивированным и тому подобное. Сейчас меня все это беспокоит больше, чем достижение каких-то рекордов», — сказал Федерер на конференции после турнира в Брисбене. Его спокойствие и хладнокровность на корте — даже в критические моменты матчей — не раз поржали зрителей и соперников. «У меня все получается именно в тот момент, когда я сдерживаю эмоции внутри», — признается Роджер. Но лишь он и его близкие знаю цену этой сдержанности, которая была совершенно ему не присуща в юности — а на корте Федерер, что называется, с младых ногтей. Бурный темперамент не раз подводил молодого теннисиста в игре, а кидание ракеток оземь было обычным делом. К счастью, он тогда начал тренироваться у Петера Лундгрена, который сумел внушить Федереру, что именно тому нужно изменить в стиле игры и поведении. И «игра пошла».
Такое ощущение, что Федереру всегда везло на правильное окружение, а он сам точно знает, к чьему мнению стоит прислушаться, чей совет окажется полезным именно ему, кому он может доверять безоговорочно. Не случайно на вопрос о том, что для него значат эти 1000 побед, он ответил, что не достиг бы этой цифры без всех тех людей, которые были с ним рядом все эти годы — от родителей и жены, которая неизменно присутствует на большинстве его матчей, до тренеров, физиотерапевтов и многих других членов команды. Среди советников Роджера в профессиональном плане называют и его давнего старшего друга и «тайного тренера», бывшего теннисиста Рето Стаубли, управляющего Credit Suisse. А несколько лет назад в число доверенных советчиков и друзей Федерера вошла даже всесильная Анна Винтур — главред американского Vogue является давней поклонницей теннисиста, с которым познакомилась на US Open-2002. «Я всегда прислушиваюсь к ее советам — что лучше надеть на корте и за его пределами, что — на фотосъемки, включая спонсорские, и многое другое», — признается Федерер.
В свое время, будучи уже на гребне успеха и понимая, что его рыночная стоимость растет и нужно серьезнее думать о финансовой стороне своей карьеры, Федерер рискнул разорвать отношения с известным спортивным агентством IMG. И стал «работать с людьми, которым он доверяет»: родители (он вырос в семье германо-швейцарца Роберта Федерера и африканерки Линет дю Ранд), жена (а тогда еще подруга) теннисистка Мирослава Вавринеч, несколько бухгалтеров и юристов. Вместе они создали фирму «Hippo In-House Management»: родители готовили и проверяли контракты, Мирка, которой пришлось уйти из тенниса из-за травмы, взяла на себя обязанности pr-менеджера и курировала рекламные проекты Роджера.
То, что теннисист вместе с супругой лично занялись контролем собственной коммерческой деятельности, поначалу вызывало у многих скепсис, но суммы его призовых и многочисленные рекламные контракты говорят сами за себя. Два года назад 31-летний тогда Федерер занял в рейтинге 100 самых высокооплачиваемых спортсменов мира вторую строчку, пропустив вперед лишь гольфиста Тайгера Вудса. Его рекламные доходы за 2013-й год составляли $71,5млн. Говорят, на родине его шутливо прозвали «Человек-сэндвич», имея в виду количество подписанных им спонсорских контрактов, причем с топовыми компаниями. Rolex, Moet & Chandon, Lindt, Mercedes-Benz, Gillette, Nike, Wilson — знаменитые бренды буквально разрывают его на части. Один только поставщик экипировки Nike приносит теннисисту $ 10 млн. каждый год, и создал для него одноименную личную коллекцию одежды. В конце 2009 года он подписал 10-летний контракт с швейцарским банком Credit Suisse, по неофициальным данным — на $ 8 млн. Часть этой суммы идет в благотворительный фонд Роджера Федерера, финансирующий образовательные проекты для африканских детей.
Чем же так привлекает Федерер потенциальных спонсоров? Конечно, они прежде всего делают ставку на его профессионализм и удивительную стабильность в игре и ее результатах. Играет свою роль и то, что теннис по-прежнему популярен в мире, имеет платежеспособную аудиторию, а сезон длится почти круглый год, позволяя звездным игрокам всегда быть в поле зрения. Ну и, конечно, немаловажен и общий положительный имидж Роджера Федерера. Он никогда не был замешан в скандалах, не попадал на страницы желтой прессы, идеальный семьянин — его главная поклонница, жена Мирослава рядом с Роджером вот уже лет 12, вместе они растят дочерей-близняшек Майлу Роуз и Шарлин Рива, и сыновей-близнецов Лео и Ленни, вызывая умиление чуть ли не всей Швейцарии. «Не важно, когда я проигрываю — моя семья всегда рядом, мне всегда есть чем заняться», — признается теннисист. Кстати, среди его последних занятий и активное освоение соцсетей: микроблог Федерера в Twitter за первые две недели собрал около 300 тыс. последователей.
Из чего складывается успех — по мнению Роджера Федерера: